…Морозно, снег хрустит под ногами, толпы людей пришли в храм с пустыми бутылками в руках. Этого небольшого описания хватит, чтобы понять, что речь идет о празднике Крещения Господня.
Набрать святой воды и окунуться в прорубь для многих горожан стало доброй традицией. Но всякое действие должно быть наполнено смыслом. Зачем купаться? Ради чего стоять в очереди на холоде? Бывает, что люди верят в силу святой воды, но забывают о Том, Кто ее дарует.
Разобраться, что важно, а что второстепенно для нас в этот день, помог протоиерей Павел Богинский, настоятель Александро-Невского храма.
- Батюшка, освящение воды в день Крещения Господня – это ведь следствие, не самоцель праздника. Можете кратко выразить смысл события, которое произошло среди вод реки Иордан?
- Событие произошло очень важное: в этот день было явление Святой Троицы миру, поэтому праздник также называется Богоявлением. В реке Иордан воспринял крещение Сын Божий, с неба в виде голубя сошел Святой Дух, и был слышен глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
Изначально Господь создал воду, как стихию жизни. При сотворении мира Дух Божий «носился над водою», наполняя ее Своей живоносной энергией. Но потом, когда грех умножился, и человечество было смыто великим потопом, воды мира стали водами смертными.
И вот Господь, приняв крещение, снова освящает водное естество. Будучи источником чистоты, святости, света, Он благословляет воды Иордана, а через них – воды всего мира.
- Расскажите, зачем Церковь освящает воду в этот день?
- Любой церковный праздник подразумевает непосредственное участие верующих в том событии, которое происходило. И в праздник Крещения Господня мы снова становимся свидетелями того, как Бог освящает водное естество через совершаемое священнодействие. Вода становится великой святыней, в которой Он Сам присутствует Своей благодатью.
- Отец Павел, откуда пошел миф о крещенской и богоявленской воде? В народе бытует мнение, что это разные вещи, иногда даже предлагается смешивать их для пущей надежности.
- На самом деле эти слова являются синонимами. Первый раз вода освящается 18 января, в крещенский сочельник, второй раз – 19 января, в день праздника. Нет совершенно никакой разницы, когда вы наберете воду – в сам праздник или накануне, так как чин освящения один и тот же.
Традиция двукратного освящения воды появилась достаточно давно. Если вспомнить историю, то накануне праздника вода освящалась для людей, принимающих таинство крещения после длительного оглашения, чтобы на сам праздник они могли полноценно участвовать в богослужении.
А в день Крещения Господня вода освящалась на источниках, становясь всеобщим достоянием.
- Отличается ли чем-то крещенская вода от святой воды?
- Крещенская вода называется великой агиасмой, что в переводе с греческого означает «великая святыня», и освящается особым чином. Можно сказать, что главное назначение этой воды – освящение самого человека. В древности, например, была традиция, когда людям, отлученным от причастия за тяжкие грехи, благословлялось принятие крещенской воды с просфорой, чтобы не лишать их полностью той благодати, которую они могли бы получить в Церкви. Также в сам день праздника крещенской водой принято освящать жилище.
- То есть можно сказать, что крещенская вода – это особая святая вода.
- Безусловно. А малое освящение воды может совершаться достаточно часто по определенному случаю или необходимости, например, в праздник или по просьбе человека. Святой водой окропляются люди, собирающиеся в путешествие, жилища, постройки, вещи. Также ее можно пить, когда нет великой агиасмы.
- В день праздника нам привычны очереди в храме и на улице: все хотят набрать святой воды. Кто-то приходит даже с пятилитровой тарой - есть ли в этом смысл?
- Для верующего человека все-таки нет смысла запасаться многолитровыми канистрами, потому что крещенская вода употребляется в небольших количествах, достаточно и чайной ложки выпить. Тем более, ее всегда можно разбавить, свойств своих она при этом не теряет.
Большие очереди формируются из тех людей, которые приходят в храм два раза в год – на Крещение и Пасху, и объясняется это тем, что в человеке все же есть тяга к святыне. Если для человека церковного святыня всегда доступна – мы исповедуемся, причащаемся, у нас есть соборная молитва, и каждый чувствует то прикосновение благодати, которое ему являет Бог в его жизни, то для человека нецерковного что-то вещественное более значимо. И когда он не может получить благодать извне, ему проще, чтобы она была сконцентрирована у него в бутылочке в руках, поэтому и хочется святыни набрать побольше.
- Батюшка, можно ли считать крещенское купание в проруби обязательным атрибутом праздника?
- Нет, это народная традиция. Примерно то же самое, что на масленицу печь блины, но применительно к смыслу праздника, его духовной составляющей, она не имеет особого отношения.
Для русского народа мороз никогда не был большой проблемой, и если люди хотят купаться, Бог в помощь. Главное, чтобы это не было связано с какими-то поверьями – будто в этой воде можно очиститься от грехов и тому подобное.
В свое время традиция купаться на Крещение зародилась, когда люди занимались святочным гаданием, рядились, а потом ныряли в прорубь, думая смыть последствия этих действий. Но грех прощается только на исповеди. В самом же купании нет ничего плохого, если это не вредит здоровью и совершается с верой и молитвой. Важно помнить, что ни употребление святой воды, ни купание в проруби никогда не заменят главного – таинства Евхаристии.