Православный христианин не мыслит своей жизни без посещения храма: сюда мы приходим каждое воскресенье, несем Богу свои радости и несчастья. Старые и молодые, знакомые друг другу и незнакомые – всех нас объединяет вера - то, из-за чего мы здесь. Именно по такому принципу общности, сопричастности, начинали образовываться на заре христианства общины, по другому - приходы. Это понятие сохранилось практически неизменным до наших дней, проходило время, жизнь менялась, а приходы были и есть. О том, что такое приход, какова его жизнь и насущные проблемы, мы поговорили с настоятелем Александро-Невского храма протоиереем Павлом Богинским.
- Отец Павел, храм и приход - это понятия разные, верно? Часто можно услышать, что их употребляют, как синонимы.
- Да, иногда их действительно употребляют, как синонимы, но если говорить конкретно, то храм - это здание, а приход - это сообщество людей, объединенных общей верой, интересами, желанием спастись. Их усилия направлены не только на себя, но и на взаимодействие друг с другом.
Приход, он, наверное, чем-то сродни команде корабля, когда все вместе трудятся над одним и тем же, но у каждого есть какие-то свои задачи, свои возможности, таланты, совместное применение которых позволяет двигаться в одном направлении.
- Сможете нарисовать картину идеального прихода?
- Хотя бы по-минимуму - это образец семейный, где есть отец, мать и дети. На приходе также существует своя иерархия: во главе стоят священнослужители с клиром, остальные прихожане в каком-то смысле являются детьми. Но, опять же, дети могут сами чему-то научить родителей, дать им новый опыт. То есть важно именно взаимодействие обеих сторон.
Конечно, в идеале приход - это семья, и на нашем приходе многое это подтверждает. У нас есть общие интересы, совместные поездки, мероприятия, где мы можем пообщаться друг с другом. Никто не боится предлагать новые идеи, потому что их всегда рассмотрят, и, скорее всего, поддержат, помогут реализовать.
- Расскажите, что такое приходская жизнь.
- Конечно, это совместное богослужение, это основа основ. Мы вместе молимся, часто об одном и том же - о своем спасении, о спасении друг друга, о здравии, о помощи, об избавлении от каких-то страстей, о стяжании добродетелей. Молимся о том, чтобы быть в мире, единстве, с Богом. Хотелось бы отметить, что приходская жизнь не ограничивается стенами храма, она идет и далеко во вне - это и служение ближним, и труд в воскресной школе, вечерние занятия для взрослых, совместное проведение различных торжеств и мероприятий. Все это может вне стен храма существовать и быть. Приходская жизнь распростарняется практически на все, что касается нашей обычной жизни.
- Как можно проявить себя на приходе? И вообще, обязательно ли занимать активную позицию?
- Конечно, никто никого на приходе не заставляет чем-то заниматься. Можно годами ходить в храм, даже друг друга не знать и ни в чем не участвовать, просто спокойно молиться, исповедоваться, причащаться - такое тоже имеет место быть. Но если прихожанин хочет быть более активным, связать свое спасние с определенной деятельностью, здесь пути открыты. Всегда есть, куда приложить и руки, и голову. То есть, это работа с детьми, работа с молодежью, работа со взрослыми - проявить свою любовь можно через множество различных направлений. Всегда можно поговорить с батюшкой и заняться именно тем, что близко тебе: может быть, служением в детских домах, или стать сестрой милосердия и помогать болящим, престарелым; это может быть работа в колонии, с военными, с многодетными и малоимущими семьями. На самом деле, здесь безграничное поле для деятельности, надо смотреть по себе - чем я могу пригодиться, какие мои таланты, хочу ли я их раскрывать здесь, послужить Богу и людям через это.
- Можете сказать, есть ли разница между современными и дореволюционными приходами?
- Мне кажется, что дореволюционные приходы, по крайней мере, по воспоминаниям тех лет, состояли из инициативных людей. Прихожане сами организовывали приход, был староста, который занимался хозяйственной частью. А самой главной задачей священника было стоять у престола и молиться. Сейчас же в основном вся деятельность ложится на самих священников, то есть священник должен и катехизировать, и миссионерствовать, и заниматься социальным делом - везде все успевать. Получается, тем самым он отрывается от своего главного дела. Но это реалии нашего мира. Когда строится новый храм, хорошо, если есть инициативная группа людей, заинтересованных в организации прихода. Но часто нет такого костяка, который берет на себя большинство обязанностей, оставляя священнику его главную задачу. Хотя, я знаю приходы, очень близкие к такому устроению. Наш храм, в том числе, один из тех, где люди все-таки стараются помогать, интересуются и участвуют в развитии прихода. Это не может не радовать.
- В настоящее время существует ли на нашем приходе проблема нехватки людского ресурса - тех людей, которые готовы послужить через какую-то деятельность?
- Господь приводит в свое время нужных людей. Бывает, возникает какая-то трудность, кажется, решения нет, а потом находится такой человек, который может эту проблему легко разрешить, имея свои возможности или знакомства. И в плане служения: где-то сам начнешь что-то делать, потом силы заканчиваются, и Господь дает тебе помощников. Поэтому я не вижу каких-то глобальных проблем. Мы все идем в одном русле. Слава Богу за все! И Господь всегда даст, когда что-то будет необходимо.